«Пифагорус» – творческий путь в Новый Мир

Общее. Центр гармоничного развития детей «Пифагорус» – научно-творческое пространство взаимодействия детей, учителей и родителей, созданный в 2015 году в городе Омске. Комплексные занятия проводятся для детей от 3 до 11 лет 1-2 раза в неделю в течение учебного года коллективом учителей-профессионалов по авторским программам и методикам.

Мировоззренческая основа. Для максимально успешного воспитания ребенка обществу необходимо создать прогрессивные научно-культурологические условия, которые помогут ребенку осознать свое предназначение и раскрыть индивидуальный творческий потенциал. Для правильного построения своей будущей жизни ему необходимо понять главное:

Как устроено Мироздание?

Кто такой человек?

Какова роль человека в общей структуре Мироздания?

Наиболее целостно космическое мировоззрение начало проявляться в прошлом веке. Оно звучало в единой планетарной мысли различных мыслителей, ученых, поэтов, художников и других культурных деятелей, которая была направлена на постижение космических взаимосвязей между человеком и окружающим мировым пространством.

 Например, К.Э. Циолковский размышлял о расширении границ познания человека за сферу планеты Земля, закладывал основы ракетостроения, мечтал о лучистом человечестве будущего; ученый А.Л. Чижевский исследовал солнечно-земные связи и открыл четкую зависимость различных исторических, социальных, биологических и других земных процессов от циклов солнечной активности;

 Литовский художник М. Чюрленис прозревал и изображал психодуховные космические процессы; поэты и писатели-космисты в своих произведениях постигали и осмысливали глубинное назначение человека в Космосе и пророчествовали о грядущем преображении сознания людей.

В.И. Вернадский сформулировал и обосновал понятие ноосферы – сферы разума планеты;

Космическое миропонимание продолжает развиваться интенсивно, разнообразно, но пока несистемно. Об этом свидетельствуют современные прогрессивные науки, такие как синергетика, нелинейная динамика, теория сложных систем, квантовая физика, космология и другие, формирующие современный научный понятийный аппарат, помогающий ученым, педагогам, государственным деятелям и другим профессиональным группам осознавать и применять идеи космического мировоззрения в своих областях.

Накопление разнообразных знаний космонавтами с орбиты нашей планеты, набирающие обороты международные экологические движения, стремление к объединению различных гражданских инициатив, систематическое появление малых общественных инициативных групп по сохранению и развитию культуры, науки, образования также говорят об  утверждении космического мировоззрения в сознании людей и возрастании мощности ноосферы планеты.

Предлагаемая учительская система имеет космологическую  философскую основу – философию космизма, дающую мудрые и конкретные ответы на эти насущные вопросы. Философия космизма, или космическое миропонимание, рассматривает развитие человека во взаимосвязи с эволюцией природы, планеты, Вселенной, объединяя в единое целое науку, искусство и этику жизни.

Космическое мировоззрение позволяет в изучении каждого понятия, явления, закона выявить его суть – базовую основу понимания, и увидеть часть в системе целого.

В таком  движении мысли – от сути к разнообразию, от центра к периферии – ребенок уже не потеряется в информационном хаосе, который царит вокруг. Его знания будут научны, иерархичны, системны и основательны, а мышление - подвижно, универсально, настроено на высшую ноту Красоты.

Космическое мировоззрение вырабатывает в человеке следующие универсальные качества сознания:

  • космополитизм * (человек как гражданин Вселенной);
  • альтруизм;
  • общинность;
  • созидательность;
  • восприимчивость к истинной красоте.

* (от греч. мир, Вселенная и гражданин мира) — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма[1].

Из зерна – корня сущностного понимания – ребенок выращивает собственное Древо Знания, где ветви – разнообразие направлений, в которых может проявиться это зерно, листья – многообразие смыслов единого, цветы – озарения индивидуальным пониманием, открывшиеся ребенку, плоды – результаты его творчества.

Таким образом, дети изначально могут получить прочную основу знания о Жизни и Мире для широкого творческого применения, для самостоятельного решения любых жизненных задач и проблем.

Цель и концепция. Целью деятельности Лаборатории «Пифагорус» является активизация и раскрытие творческого потенциала ребенка через развитие в нем синтеза мышления (всестороннего развития нескольких типов мышления: интуитивного, образного, аналитического и др.), формирование чувства красоты, воспитание человека-творца.

Для этого практически мы опираемся на три взаимодополняющие  сферы человеческой деятельности: науку, искусство и философию (этику), рассматриваемые в свете космического миропонимания.

Искусство через процесс творчества делает возможным достижение качества красоты сознания самого человека, устремляя его к созидательным жизненным целям.

Наука как познавательное пространство, возрастающее соответственно увеличению силы разума человека, способствует развитию аналитического, понятийного и системного мышления.

Философия способствует достижению овладения мышлением синтеза, давая человеку возможность при понимании целостности Вселенской системы, влиять на ее совершенствование. Философия устремляет мысль ребенка к высоким жизненным целям, учит претворять идеи в творческих и этических действиях.

Наука, искусство, философия в единстве представляют собой основу целостного, всестороннего воспитания человека, устремленного к познанию неизведанного и созиданию нового, которое в своем качестве должно быть полезно, прочно и красиво.

При составлении программ по конкретным дисциплинам и объединении их в комплексы мы используем принципы «от общего к частному» и «от частного к общему» и решаем следующие задачи:

  1. опора во всех дисциплинах на единый фундамент космического мировоззрения, что дает структурность изучения научных, эстетических и этических знаний;
  2. системное выявление понятийной сути в каждой предметной области;
  3. развитие междисциплинарного синтеза – понимание взаимосвязей между предметными дисциплинами с точки зрения единства развития Вселенной, планеты и человека;
  4. применение научного принципа познания: рассматриваемые идеи проверяются опытным жизненным путем, частные наблюдения в той или иной научной области сопоставляются с общими универсальными законами развития Природы, Космоса; этика, моральные нормы понимаются не отвлеченно, а обосновываются с научным пониманием законов действия и развития психической энергии человека – его энергии сознания.

Методика. В соответствии с выработанными концептуальными принципами в «Пифагорусе» сложилась следующая методика ведения воспитально-образовательной деятельности:

  1. Утверждены фундаментальные дисциплины: Математика – как структурная основа законов окружающего мира; Музыка – как вибрационное поле проявления мировых законов в жизни человека; Искусство мышления – как возможность воспитания в человеке инструмента самосовершенствования – мышления, способного понимать действие изучаемых универсальных законов и творчески применять их в своей жизни, улучшая её.
  2. Созданы разнообразные дополнительные дисциплины, находящиеся во взаимосвязи с основными и раскрывающие более полно начала той или иной области науки и искусства: Экспериментальное творчество, Планетоведение, Слововедение, Формула красоты, Астромузыка и другие.
  3. Основные и дополнительные предметы объединяются в единые комплексы, подходящие для того или иного возраста детей. При составлении уроков по предметам в комплексах учитывается взаимосвязь дисциплин и общая тематическая направленность учебного года.
  4. При работе с детьми на уроках учитываются индивидуальные особенности роста сознания ребенка, его характер, направленность мышления, области познавательного устремления; приветствуется взаимодействие с родителями ребенка по вопросам его развития; применяется принцип, выработанный великим педагогом Карлом Маем: «Сперва любить, затем учить».
  5. Большое внимание уделяется творческому проявлению детей, в результате которого периодически организуются тематические концептуальные выставки творческих работ воспитанников нашего Центра.
  6. Активно применяется принцип «высокого досуга Пифагора»: в течение учебного года организуются праздничные интерактивные мероприятия – празднование Нового года, выпускной концерт, тематические выезды на природу с познавательной, этической, эстетической, вдохновляющей составляющими.
  7. В учебных помещениях создается уникальное пространство Знания и Красоты, благотворно влияющее на интеллектуальное, психологическое и духовное состояние детей. Посредством организации тематических выставок репродукций картин художников-космистов, музыкального оформления перерывов между уроками такое пространство через художественные и музыкальные образы способствует более глубокому и целостному усвоению знаний ребенком.

Формы проведения занятий соответствуют дошкольному и младшему школьному возрасту: совмещение интеллектуальной и игровой деятельности, в том числе сюжетно-ролевой, художественно-прикладного творчества, конструирования. Также на занятиях используются элементы исследовательской и проектной деятельности.

Об учителях. Каждый учитель нашего творческого коллектива является профессионалом в своей дисциплине. Музыку преподает музыкант, математику – математик, слововедение – филолог, искусство мышления – философ. Такой принцип повышает качество занятия, которое становится постоянным совместным творчеством педагога и ученика.

Учителя получают систематическую философскую и научную подготовку, дополняют эволюционными достижениями свои дисциплины, участвуют в педагогических, научно-общественных конференциях, свои открытия оформляют в научных статьях и трудах.

Постоянное совершенствование учителя является залогом того, что уроки для детей будут интересными, полезными, системным и глубоким; результаты развития детей – устойчивыми и целостными.

О родителях. В «Пифагорусе» большое значение придается формированию единой триады творческого взаимодействия детей, учителей и родителей. Поэтому мы активно выстраиваем следующие направления сотрудничества с родителями:

  • построение индивидуальной линии развития ребенка (через личные беседы);
  • привлечение родителей к участию вместе со своими детьми в творческих мероприятиях Центра (праздники, выставки, выезды на природу и др.);
  • организация для родителей культурных тематических мероприятий (музыкальных вечеров, поэтических гостиных и т.д.);
  • организация педагогико-философских семинаров по вопросам воспитания и образования детей;
  • участие в учительско-родительском клубе «ЛУЧ» (Лаборатория Усовершенствования Человека).

 

Приглашаем вместе с нами творить

Новый Мир и прекрасное Будущее!

Концептуальная основа