«Пифагорус» – творческий путь в Новый Мир
Общее. Центр гармоничного развития детей «Пифагорус» – научно-творческое пространство взаимодействия детей, учителей и родителей, созданный в 2015 году в городе Омске. Комплексные занятия проводятся для детей от 3 до 11 лет 1-2 раза в неделю в течение учебного года коллективом учителей-профессионалов по авторским программам и методикам.
Мировоззренческая основа. Для максимально успешного воспитания ребенка обществу необходимо создать прогрессивные научно-культурологические условия, которые помогут ребенку осознать свое предназначение и раскрыть индивидуальный творческий потенциал. Для правильного построения своей будущей жизни ему необходимо понять главное:
Как устроено Мироздание?
Кто такой человек?
Какова роль человека в общей структуре Мироздания?
Наиболее целостно космическое мировоззрение начало проявляться в прошлом веке. Оно звучало в единой планетарной мысли различных мыслителей, ученых, поэтов, художников и других культурных деятелей, которая была направлена на постижение космических взаимосвязей между человеком и окружающим мировым пространством.
Например, К.Э. Циолковский размышлял о расширении границ познания человека за сферу планеты Земля, закладывал основы ракетостроения, мечтал о лучистом человечестве будущего; ученый А.Л. Чижевский исследовал солнечно-земные связи и открыл четкую зависимость различных исторических, социальных, биологических и других земных процессов от циклов солнечной активности;
Литовский художник М. Чюрленис прозревал и изображал психодуховные космические процессы; поэты и писатели-космисты в своих произведениях постигали и осмысливали глубинное назначение человека в Космосе и пророчествовали о грядущем преображении сознания людей.
В.И. Вернадский сформулировал и обосновал понятие ноосферы – сферы разума планеты;
Космическое миропонимание продолжает развиваться интенсивно, разнообразно, но пока несистемно. Об этом свидетельствуют современные прогрессивные науки, такие как синергетика, нелинейная динамика, теория сложных систем, квантовая физика, космология и другие, формирующие современный научный понятийный аппарат, помогающий ученым, педагогам, государственным деятелям и другим профессиональным группам осознавать и применять идеи космического мировоззрения в своих областях.
Накопление разнообразных знаний космонавтами с орбиты нашей планеты, набирающие обороты международные экологические движения, стремление к объединению различных гражданских инициатив, систематическое появление малых общественных инициативных групп по сохранению и развитию культуры, науки, образования также говорят об утверждении космического мировоззрения в сознании людей и возрастании мощности ноосферы планеты.
Предлагаемая учительская система имеет космологическую философскую основу – философию космизма, дающую мудрые и конкретные ответы на эти насущные вопросы. Философия космизма, или космическое миропонимание, рассматривает развитие человека во взаимосвязи с эволюцией природы, планеты, Вселенной, объединяя в единое целое науку, искусство и этику жизни.
Космическое мировоззрение позволяет в изучении каждого понятия, явления, закона выявить его суть – базовую основу понимания, и увидеть часть в системе целого.
В таком движении мысли – от сути к разнообразию, от центра к периферии – ребенок уже не потеряется в информационном хаосе, который царит вокруг. Его знания будут научны, иерархичны, системны и основательны, а мышление - подвижно, универсально, настроено на высшую ноту Красоты.
Космическое мировоззрение вырабатывает в человеке следующие универсальные качества сознания:
* (от греч. мир, Вселенная и гражданин мира) — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма[1].
Из зерна – корня сущностного понимания – ребенок выращивает собственное Древо Знания, где ветви – разнообразие направлений, в которых может проявиться это зерно, листья – многообразие смыслов единого, цветы – озарения индивидуальным пониманием, открывшиеся ребенку, плоды – результаты его творчества.
Таким образом, дети изначально могут получить прочную основу знания о Жизни и Мире для широкого творческого применения, для самостоятельного решения любых жизненных задач и проблем.
Цель и концепция. Целью деятельности Лаборатории «Пифагорус» является активизация и раскрытие творческого потенциала ребенка через развитие в нем синтеза мышления (всестороннего развития нескольких типов мышления: интуитивного, образного, аналитического и др.), формирование чувства красоты, воспитание человека-творца.
Для этого практически мы опираемся на три взаимодополняющие сферы человеческой деятельности: науку, искусство и философию (этику), рассматриваемые в свете космического миропонимания.
Искусство через процесс творчества делает возможным достижение качества красоты сознания самого человека, устремляя его к созидательным жизненным целям.
Наука как познавательное пространство, возрастающее соответственно увеличению силы разума человека, способствует развитию аналитического, понятийного и системного мышления.
Философия способствует достижению овладения мышлением синтеза, давая человеку возможность при понимании целостности Вселенской системы, влиять на ее совершенствование. Философия устремляет мысль ребенка к высоким жизненным целям, учит претворять идеи в творческих и этических действиях.
Наука, искусство, философия в единстве представляют собой основу целостного, всестороннего воспитания человека, устремленного к познанию неизведанного и созиданию нового, которое в своем качестве должно быть полезно, прочно и красиво.
При составлении программ по конкретным дисциплинам и объединении их в комплексы мы используем принципы «от общего к частному» и «от частного к общему» и решаем следующие задачи:
Методика. В соответствии с выработанными концептуальными принципами в «Пифагорусе» сложилась следующая методика ведения воспитально-образовательной деятельности:
Формы проведения занятий соответствуют дошкольному и младшему школьному возрасту: совмещение интеллектуальной и игровой деятельности, в том числе сюжетно-ролевой, художественно-прикладного творчества, конструирования. Также на занятиях используются элементы исследовательской и проектной деятельности.
Об учителях. Каждый учитель нашего творческого коллектива является профессионалом в своей дисциплине. Музыку преподает музыкант, математику – математик, слововедение – филолог, искусство мышления – философ. Такой принцип повышает качество занятия, которое становится постоянным совместным творчеством педагога и ученика.
Учителя получают систематическую философскую и научную подготовку, дополняют эволюционными достижениями свои дисциплины, участвуют в педагогических, научно-общественных конференциях, свои открытия оформляют в научных статьях и трудах.
Постоянное совершенствование учителя является залогом того, что уроки для детей будут интересными, полезными, системным и глубоким; результаты развития детей – устойчивыми и целостными.
О родителях. В «Пифагорусе» большое значение придается формированию единой триады творческого взаимодействия детей, учителей и родителей. Поэтому мы активно выстраиваем следующие направления сотрудничества с родителями:
Приглашаем вместе с нами творить
Новый Мир и прекрасное Будущее!